Итоги XI Школы молодых историков науки и техники «ДИНАМИКА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ » (Томск, 10–14 ноября 2025 г.).

Изображение: 
С 10 по 14 ноября 2025 г. на базе Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ) прошла XI Школа молодых историков науки и техники, посвященная актуальной теме «ДИНАМИКА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПРАКТИКИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ». В научном мероприятии приняли участие 25 исследователей – студенты, магистранты, аспиранты и молодые ученые, представляющие ведущие научные и образовательные центры страны, включая: Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (ИИЕТ РАН), Национальный исследовательский Томский государственный университет (НИ ТГУ), Санкт-Петербургский филиал ИИЕТ РАН (СПбФ ИИЕТ РАН), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова (ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ).
В программу школы вошли шесть открытых лекций, посвященных ключевым вопросам истории университетской науки и образования. С докладами, вызвавшими живой интерес аудитории, выступили: д-р. ист. наук, профессор кафедры российской истории НИ ТГУ Михаил Викторович Грибовский, представивший анализ трансформации модели советской науки в вузе и ее влияния на современные научные практики; д-р. ист. наук, главный научный сотрудник ИИЕТ РАН Игорь Николаевич Юркин, раскрывший малоизвестные страницы истории первой коллекции Московского государственного университета; д-р. ист. наук, директор ИИЕТ РАН Роман Алексеевич Фандо, осветивший в исторической ретроспективе проблему влияния политического заказа на генезис и развитие университетов; д-р. психол. наук, главный научный сотрудник ИИЕТ РАН Елена Александровна Володарская, рассмотревшая советский опыт привлечения молодежи в науку; д-р. философ. наук, профессор, директор Центра практической философии «Стасис» ЕУСПб Лада Владимировна Шиповалова, представившая философское осмысление миссии университета в условиях пост-нормальной эпохи; д-р. ист. наук, профессор кафедры международных отношений и регионоведения НГТУ и кафедры российской истории НИ ТГУ Евгений Григорьевич Водичев, представивший обстоятельный анализ успехов и неудач Новосибирского Академгородка, советской «Кремниевой Тайги».
Дискуссионный час на тему «Наука vs. Бюрократия: интерференция дискурсов», модератором которого выступил д-р. ист. наук, заведующий отделом истории физико-математических наук, главный научный сотрудник ИИЕТ РАН Константин Владимирович Иванов, стал интерактивной платформой для обсуждения актуальных теоретических и прикладных проблем взаимодействия ученых и бюрократии в современной академической среде. Участники дискуссии стремились к рациональному объяснению внутренней логики этих взаимоотношений, анализируя механизмы и последствия их влияния на научную деятельность, выявляя как позитивные, так и негативные аспекты данного взаимодействия.
Молодые ученые получили возможность представить результаты своих изысканий в рамках работы пяти тематических секций: «История университетов в социокультурном и научно-техническом контексте», «Наука в лицах: биографические и просопографические исследования», «Академия наук и университеты: взаимодействие в пространстве интеллектуальной культуры», «Неформальные институции внутри университетского сообщества: история и современность», «Миссия университета: поликонтекстуальные исследования».
Значимой частью программы школы стали учебные экскурсии, ориентированные на углубленное изучение различных аспектов истории науки и техники. Участники посетили Музей истории физики ТГУ, Музей книги Научной библиотеки ТГУ, Ботанический сад ТГУ, получив возможность ознакомиться с особенностями работы с письменными и вещественными источниками по истории науки и техники.
Экскурсия в Музей истории ТГУ предоставила уникальную возможность ознакомиться с историей первого университета в Сибири в контексте общих тенденций истории отечественного высшего образования. Посещение музея "Профессорская квартира" позволило рассмотреть концепцию истории повседневности в контексте истории науки. Изучению истории медицины был посвящен визит в Музей судебной медицины и Музей патологической анатомии Сибирского государственного медицинского университета.
Завершающей стала экскурсия по производственным мощностям Торгово-производственной компании ArtLife, где участники ознакомились с современными фармакологическими технологиями и биотехнологическими процессами.
По итогам работы XI Школы молодых историков науки и техники планируется издание сборника научных статей, отражающих основные результаты и направления исследований, представленных участниками.
Фотографии: